Мастер класс для педагогов по мнемотехнике


  • 1 Использование мнемотехники для развития познавательных способностей дошкольников Мастер-класс для воспитателей ДОУ Подготовила педагог-психолог МДОУ Кизильский детский сад 3 «Солнышко» Селиванова Ольга Александровна г.г.


    2 1. Мнемотехника (от греч. mnēmē память и téchnē искусство, мастерство) совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей). запоминаниепамятиассоциаций запоминаниепамятиассоциаций замена абстрактных объектов и фактов на понятия и представления, имеющие визуальное, аудиальное или кинестетическое представление; связывание объектов с уже имеющейся информацией в памяти; замена абстрактных объектов и фактов на понятия и представления, имеющие визуальное, аудиальное или кинестетическое представление; связывание объектов с уже имеющейся информацией в памяти;визуальноекинестетическоевизуальноекинестетическое визуализация некоего объекта, субъекта либо явления (в виде изображения, набора символов либо предметов), достаточно полно описывающей его и облегчающей его запоминание или идентификацию. визуализация некоего объекта, субъекта либо явления (в виде изображения, набора символов либо предметов), достаточно полно описывающей его и облегчающей его запоминание или идентификацию.символов


    3 Мнемоническое запоминание система «внутреннего письма», основанная на непосредственной записи в мозг связей между зрительными образами, обозначающими значимые элементы запоминаемой информации закрепление в памяти запоминаниепоследовательности запоминание (соединение двух образов) кодирование в образы


    4 Основные приёмы мнемотехники (приёмы образования ассоциаций) Образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации («Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан») Образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации («Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан») Рифмизация («Пифагоровы штаны во все стороны равны») Рифмизация («Пифагоровы штаны во все стороны равны») Запоминание длинных терминов или иностранных слов с помощью созвучных (look и лук) Запоминание длинных терминов или иностранных слов с помощью созвучных (look и лук) Нахождение ярких необычных ассоциаций (картинки, фразы), которые соединяются с запоминаемой информацией Нахождение ярких необычных ассоциаций (картинки, фразы), которые соединяются с запоминаемой информацией Метод Цицерона на пространственное воображение Метод Цицерона на пространственное воображение Метод Айвазовского основан на тренировке зрительной памяти Метод Айвазовского основан на тренировке зрительной памяти Методы запоминания цифр: Методы запоминания цифр: закономерности закономерности знакомые числа знакомые числа


    5 Искусство запоминания было особенно важным в дописьменные периоды человеческой истории. Искусство запоминания было особенно важным в дописьменные периоды человеческой истории.


    6 Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. Понятие «мнемотаблицы» в дошкольной педагогике сходно по логике и способу построения со следующими понятиями: сенсорно-графические схемы (Воробьёва В. К.), предметно-схематические модели (Ткаченко Т. А.), блоки-квадраты (Глухов В. П.), коллаж (Большева Т. В.), схема составления рассказа (Ефименкова Л. Н.). Мнемотаблица своеобразный ЗРИТЕЛЬНЫЙ ПЛАН воспроизводимой, в дальнейшем, информации.


    7 2. Мнемотехника помогает развивать: зрительную и слуховую память ассоциативное мышление зрительное и слуховое внимание воображение связную речь словарный запас


    8 Сочетание этих факторов реализуется, в частности, и при создании мнемотаблиц для дошкольников. Факторы, облегчающие класс процесс развития познавательных способностей детей: Наглядность (С. Л. Рубинштейн, А. М. Леушина, Л. В. Эльконин и др.). Создание плана представления, умозаключения, высказывания (Л.С. Выготский) Развитие интеллекта дошкольника происходит в игре.


    9 «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету» (К. Д. Ушинский) В дошкольном возрасте преобладает наглядно- образная память, и запоминание носит, в основном, непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. В дошкольном возрасте преобладает наглядно- образная память, и запоминание носит, в основном, непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. Использование моделирования облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения различной информации (дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают и соответствующую информацию ). Использование моделирования облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения различной информации (дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают и соответствующую информацию ).


    10 Использование символов, схем, которые лежат в основе образования искусственных ассоциаций, способствует и развитию наглядно-образного мышления. Опора на визуальный образ очень важна, так как если при воспроизведении текста этот зрительный образ не возникает в воображении, то ребёнок не понимает этого текста. Использование символов, схем, которые лежат в основе образования искусственных ассоциаций, способствует и развитию наглядно-образного мышления. Опора на визуальный образ очень важна, так как если при воспроизведении текста этот зрительный образ не возникает в воображении, то ребёнок не понимает этого текста. В основе мнемотехники лежит СИМВОЛИЧЕСКАЯ АНАЛОГИЯ – обобщенный, абстрактный, своеобразный словесный или графический образ объекта. Графическая символическая аналогия – это обозначение каким-либо символом реального образа или несколько образов по общим для них признакам. Применяя графическую аналогию, мы учим детей умению видеть самое главное. В основе мнемотехники лежит СИМВОЛИЧЕСКАЯ АНАЛОГИЯ – обобщенный, абстрактный, своеобразный словесный или графический образ объекта. Графическая символическая аналогия – это обозначение каким-либо символом реального образа или несколько образов по общим для них признакам. Применяя графическую аналогию, мы учим детей умению видеть самое главное.


    11 Дошкольники очень пластичны и легко обучаемы, но порой во время образовательной деятельности бывает трудно удержать их внимание – составление мнемотаблиц и их перекодировка вызывают интерес у детей, и помогает решить эту задачу. Дошкольники очень пластичны и легко обучаемы, но порой во время образовательной деятельности бывает трудно удержать их внимание – составление мнемотаблиц и их перекодировка вызывают интерес у детей, и помогает решить эту задачу. На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Использование мнемотаблиц при составлении рассказа помогает детям лучше осознать и воспроизвести структуру рассказа, его последовательность и лексико-грамматческую наполняемость, понять главные смысловые звенья сюжета. На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Использование мнемотаблиц при составлении рассказа помогает детям лучше осознать и воспроизвести структуру рассказа, его последовательность и лексико-грамматческую наполняемость, понять главные смысловые звенья сюжета.


    12 3. Методика «Запоминаем стихи, рисуя» Суть её заключается в том, что Суть её заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.


    13 3.1. Предварительная работа с детьми по овладению приёмом мнемотехники кодировка отдельных слов, часто встречающихся понятий в символы кодировка отдельных слов, часто встречающихся понятий в символы Первоначально нужно научить детей использовать картинки в качестве опоры для запоминания отдельных слов путем соотнесения каждого слова с рисунком, наиболее подходящим по смыслу. Первоначально нужно научить детей использовать картинки в качестве опоры для запоминания отдельных слов путем соотнесения каждого слова с рисунком, наиболее подходящим по смыслу. Называется слово, а вам необходимо выбрать картинку, которая поможет это слово запомнить. Слова: лес, пляж, ваза, вкусно, страшно, весело, горячий, солёный, кислый, море, привет, золото. Затем вам покажут картинку, по ней надо вспомнить слово.


    14 Игра-задание «Запоминаем слова, рисуя» Называется слово, а вам необходимо нарисовать к этому слову рисунок, который потом поможет вам это слово вспомнить. Слова: солнце, лес, дом, птица, сидит, идёт, холодно, скучно, сильный, день, смотрит, ветер. Далее необходимо научить детей заменять Далее необходимо научить детей заменять ключевые слова, понятия, рисунками-символами и самостоятельно их зарисовывать. При этом важно чтобы в графическом образе объекта были выделены главные его признаки, характерные только для него. Необходимо также обязательное ограничение времени на изображение с помощью рисунка слова или понятия, для того чтобы дети при рисовании не увлекались подробностями в изображении. Также можно создать совместно с детьми картотеку карточек- символов на часто встречающие слова и понятия.


    15 3.2. Этапы работы по созданию детьми мнемотаблиц к стихотворениям. Начальный этап Начальный этап Детям предлагаются готовые мнемотаблицы, где каждая ячейка соответствует одному слову или, в дальнейшем, целой фразе (строчке) из стихотворения. Использование опорных рисунков для заучивания стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст. Детям предлагаются готовые мнемотаблицы, где каждая ячейка соответствует одному слову или, в дальнейшем, целой фразе (строчке) из стихотворения. Использование опорных рисунков для заучивания стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.


    16 Гололедица (В. Берестов)


    17 Я уже не маленький (В. Данько)


    18 Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: ёлочка - зеленая, ягодка – красная. Позже - усложнять или заменять другой заставкой - изобразить персонажа в графическом виде. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: ёлочка - зеленая, ягодка – красная. Позже - усложнять или заменять другой заставкой - изобразить персонажа в графическом виде.Например: лиса –, медведь – и т. д. лиса –, медведь – и т. д. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений.


    19 Второй этап Самостоятельное составление мнемотаблицы Для этого детям раздаются чистые, пустые таблицы, где количество ячеек соответствует количеству смысловых фраз или строчек в стихотворении. Для этого детям раздаются чистые, пустые таблицы, где количество ячеек соответствует количеству смысловых фраз или строчек в стихотворении. Дети рисуют к каждой фразе или строчке стихотворения рисунок- символ, рисунок-схему, рисунок-ассоциацию. Дети рисуют к каждой фразе или строчке стихотворения рисунок- символ, рисунок-схему, рисунок-ассоциацию.


    20 Постепенно не связанные, на первый взгляд, между собой картинки соединяются в один сюжет. Постепенно не связанные, на первый взгляд, между собой картинки соединяются в один сюжет. При этом важно отметить, что если в стихотворении есть слова, которые не понятны или не знакомы ребёнку, нужно обязательно разъяснить их смысл и сделать опорные рисунки. При этом важно отметить, что если в стихотворении есть слова, которые не понятны или не знакомы ребёнку, нужно обязательно разъяснить их смысл и сделать опорные рисунки.


    21 Заключительный этап Эмоционально-выразительное воспроизведение текста стихотворения с опорой на рисунки Перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в словесные образы. Перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в словесные образы. Можно также провести словарную работу по стихотворению, провести беседу о смысле стихотворения. Можно также провести словарную работу по стихотворению, провести беседу о смысле стихотворения.


    22 3.3 Мнемотехника многофункциональна На её основе можно создавать разнообразные развивающие и дидактические игры и задания, придерживаясь следующих требований: модель должна отображать обобщённый образ предмета; модель должна отображать обобщённый образ предмета; раскрывать существенное в объекте; раскрывать существенное в объекте; замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, что бы она была им понятна. замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, что бы она была им понятна.


    23 Мнемотаблицы и систематизация знаний детей о сезонных изменениях в природе и жизни человека, а также расширение временных представлений и кругозора ребёнка. Предлагаемая серия мнемотаблиц к стихотворениям для детей 4-5 и 6-7 лет разработана на лексические темы: «Зима», «Весна», «Лето», «Осень». Основой мнемотаблиц послужили известные стихи С. Маршака, Н. Нищевой, В. Берестова и других детских поэтов.


    24 Мнемотаблицы и ознакомление детей с художественной литературой Работа с художественным текстом становится для дошкольником делом весёлым, эмоциональным, а содержание текста – осязаемым, видимым, представляемым. Работа с художественным текстом становится для дошкольником делом весёлым, эмоциональным, а содержание текста – осязаемым, видимым, представляемым. Опираясь на мнемотаблицу, можно построить беседу по тексту; рассматривая рисунки-символы - отслеживать последовательность событий в литературном произведении, пересказывать Опираясь на мнемотаблицу, можно построить беседу по тексту; рассматривая рисунки-символы - отслеживать последовательность событий в литературном произведении, пересказывать его. Всё это в свою очередь служит его. Всё это в свою очередь служит повышению интереса детей к детской повышению интереса детей к детской литературе, а в последующем и литературе, а в последующем и к чтению. к чтению.


    25 Мнемотаблицы-стихотворения можно также использовать для изготовления детьми книжек- самоделок. Просто разрежьте уже составленную мнемотаблицу по ячейкам, скрепите последовательно полученные листочки степлером и книжка-малышка готова! Таким образом, воспитатель пробуждает интерес у ребёнка к творчеству, к созданию собственных творческих проектов. Мнемотаблицы-стихотворения можно также использовать для изготовления детьми книжек- самоделок. Просто разрежьте уже составленную мнемотаблицу по ячейкам, скрепите последовательно полученные листочки степлером и книжка-малышка готова! Таким образом, воспитатель пробуждает интерес у ребёнка к творчеству, к созданию собственных творческих проектов. Мнемотаблицы и детское творчество


    26 4. Практическое задание для воспитателей 1. Изображение каких слов, понятий фраз вызвало у вас затруднение? 2. Выделите в тексте стихотворения слова, которые могут быть незнакомы и непонятны детям. Попробуйте объяснить их смысл и подобрать к ним символ, схему. 3. В чём отличия мнемотаблиц к стихотворениям для детей 4-5 и 6-7 лет? 4. Какие эмоции вы испытывали в процессе выполнения задания? 5. Ваши предложения по использованию мнемотехники в воспитательно-образовательной деятельности педагога ДОУ, а также предложения по улучшению данной методической разработки.


    27 Использованная литература 1. Большева Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. - Санкт-Петербург, 2005 год. 2. Громова О. Е., Соломатина Г. Н., Савинова Н. П. Стихи о временах года и игры. Дидактические материалы по развитию речи детей 5 – 6 лет. - Москва, 2005 год. 3. Гурьева Н. А. Год до школы. Развиваем память: Рабочая тетрадь упражнений по мнемотехнике. – Санкт-Петербург, 2000 год. 4. Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов / журнал «Дошкольное воспитание» 10/1990 год, с Широких Т.Д. Учим стихи – развиваем память / журнал «Ребёнок в детском саду» 2/ 2004 год, с Е. А. Юзбекова Ступеньки творчества (Место игры в интеллектуальном развитии ребёнка). Методические рекомендации для воспитателей ДОУ и родителей. – Москва, издательство ЛИНКА-ПРЕСС, 2006 год.



    Источник: http://www.myshared.ru/slide/933702



    Рекомендуем посмотреть ещё:


    Закрыть ... [X]

    Мастер -класс для педагогов "Использование мнемотехник для развития речи." - Юбка карандаш с кружевом снизу

    Мастер класс для педагогов по мнемотехнике Мастер класс для педагогов по мнемотехнике Мастер класс для педагогов по мнемотехнике Мастер класс для педагогов по мнемотехнике Мастер класс для педагогов по мнемотехнике Мастер класс для педагогов по мнемотехнике Мастер класс для педагогов по мнемотехнике Мастер класс для педагогов по мнемотехнике