Мастер класс словарные слова


  • XREFF.RU

    


    Если Вам понравился сайт нажмите на кнопку выше
    Мастер класс «Приёмы работы над правописанием словарных слов» Словарная работа – мастер это не эпизод в работе учителя, а систематическая,...

    Мастер класс «Приёмы работы над правописанием словарных слов» Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая,...

    Журавлёва Евгения Михайловна

    Мастер класс

    «Приёмы работы над правописанием словарных слов»

    Словарная работа – это не эпизод в работе учителя,

    а систематическая, хорошо организованная,

    педагогически целесообразно построенная работа,

    связанная со всеми разделами курса русского языка,

    ведется она с 1-го по 10-й класс.

    А.В. Текучев

    Каждый из нас накапливает собственный теоретический и практический опыт, придумывает свои оригинальные решения.

    Особо актуальной, на уроках русского языка, становится задача формирования орфографической зоркости. А одним из путей решения данной проблемы - это знакомство с правописанием словарных слов.

    – Чтобы писать словарные слова правильно, что нужно сделать?

    – Выучить, запомнить.

    – Действительно, в традиционной практике словарные слова подлежат механическому запоминанию, что является малоэффективным, и дети продолжают совершать ошибки в этих словах. Почему? Ответ прост.

    При знакомстве со "cловарными" словами ребенку отводится, как правило, пассивная роль. Но ведь дети любознательны, находчивы, изобретательны – это и нужно использовать.

    Освоить эти орфограммы я предлагаю через различные виды деятельности, т.е. через применение деятельностного подхода.

    Игра “Вставь пропущенную букву”.

    Слова: молоток, осина, погода (в каждом слове пропущена безударная гласная).

    - Прошу вас поднять нужную букву на карточке.

    Использование приемов эйдетики для формирования орфографического навыка.

    – Вот вам и проблема! Для решения, которой используются методы эйдетики и мнемотехники.

    “Эйдос” по-гречески образ. Для того, чтобы запомнить непроверяемую букву нужно "оживить" букву, создать ее "образ" в конкретном слове. Образы у человека создаются при воздействии на органы чувств – след от воздействия остается в образной памяти (это основы психологии).

    Суть этого метода в том, чтобы для словарного слова придумать такой образ, который отпечатается в памяти и будет непроизвольно всплывать. Имея придуманную ими же опору, дети ошибок в таких словах не делают. Со временем навык сокращается, и запоминаемое слово легко вспоминается уже без придуманного образа. Вот почему важно применять эйдетику при первом же знакомстве со словарным словом.

    “Ассоциативные зацепки”, с помощью которых мы запомним написание “трудных” слов.

    Прием № 1. Разъяснение лексического смысла слова, этимология слова.

    Винегрет (лат. vinum – уксус, заправка для салата на основе уксуса).

    Палисадник. Чтобы исключить ошибку, достаточно объяснить этимологию слова. В основе палисадника лежит латинское слово palus – “заостренная палка”. Таким образом, проверочное слово найдено.

    Агроном – греч. agrós поле и ómos закон.

    Приём № 2. Метод звуковых ассоциаций.

    а) Фонетические (звуковые) ассоциации (по схожести звучания).

    Суть в удачном подборе созвучных ассоциаций к запоминаемому слову. Может сопровождаться ярким рисунком, подкрепляющим образ.

    Пассажир – пассажир берет билет в кассе.

    Улица – на улице встречаю знакомые лица.

    Запад– на западе солнце падает.

    б) В слове спряталось другое слово.

    Горизонт – гори, зонт! (Нарисуй этот фантастический сюжет.)

    Облако – на облаке лак.

    Пловец – пловец плывет в плове.

    Соловей – соловей поет соло.

    Помидор. Тут запоминаем гласные о и и. Внутри овоща живут два семечка по имени Пом и Дор. Они замечательные помощники запоминания.

    У детей вырабатывается большое внимание к слову, его структуре, составу, этимологии. Дети видят слово с разных сторон. Они учатся думать, рассуждать, дискуссировать над словом.

    Приём № 3. Графические ассоциации – мнемотехника (по схожести изображения).

    “Мнемоника (греч.Mnemonika – искусство запоминания). Мнемотехника – совокупность приёмов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования искусственных ассоциаций”

    Суть – увидеть сходство формы буквы и предмета. Дети должны сами делать рисунки, можно прямо в тетради на уроке или в индивидуальных словариках.

    К методу графических ассоциаций или мнемотехнике можно отнести такие ребусы, стихи, рисунки, группировки слов, которые вызывают определённые ассоциации, т.е., суть заключается в том, что запоминаемая буква зашифровывается в виде графического образа – картинки. Она легко запоминается и легко вспоминается, мастер класс словарные слова когда нужно. Процесс составления образа и запоминания слова будет уже игрой, причём игрой полезной, развивающей, творческой.

    Приём № 4. Усиления орфограммы.

    «Усилить» значит сделать более яркими те места в слове, которые трудно запоминаются и легко забываются. «Усиление» требует большой творческой активности.

    Орфограмму можно нарисовать, пропеть, протанцевать, на неё обидеться, рассердиться или гордиться ею, её можно считать другом.

    Приём № 6. Диктанты наоборот.

    Учитель предлагает значение заданного слова, дети определяют слово. Далее работу можно строить в таком плане: либо дети сами записывают слово и определяют опасные места, либо идёт коллективный разбор слова, т.е. по принципу комментированного письма.

    Для таких диктантов учителю необходимо иметь несколько вариантов значений от простых до более сложных, для того чтобы при затруднениях в ответах дети имели возможность самостоятельно прийти к заданному слову. Целесообразно, по возможности, иметь карточки с изображением картинки словарного слова.

    Агроном –

    1) специалист по улучшению культуры земледелия;

    2) человек, знающий законы земледелия.

    Дети с нарушением зрения, поступающие в школу, имеют недостаточно представлений о предметах и явлениях окружающей действительности. Из-за нарушения зрения они плохо видят и не выделяют конкретные признаки и свойства предметов: форму, цвет, величину, пространственное положение. В связи с этим важно научить их, пользуясь неполноценным зрением, правильно зрительно выделять важные, существенные признаки и свойства.

    При внешней развлекательности упражнения основаны на современных научных представлениях о структуре внимания и памяти.

    Результатом применения данного метода являются качественные изменения, происходящие у школьников в процессе обучения русскому языку (уменьшение ошибок в письменных работах).

    Прием такого обучения запоминанию слов обеспечивает ребятам успех в учебе, дарит радость от общения с буквой, словом. Буква становится ребенку другом, из-за нее не будет разочарований, неудач, слез.

    Опыт показал, что планомерное применение названных приемов дает возможность значительно повысить эффективность обучения словарным словам по сравнению с обучением с помощью традиционных приемов.

    При использовании описанных приемов работы со словами с непроверяемыми написаниями учащиеся усваивают орфографию не только слов, предусмотренных программой, но и многих других. А каждый учитель знает: чем больше слов усвоит учащийся, тем богаче его речь, тем легче ему учиться, тем глубже и прочнее его знания по всем предметам.

    Мастер класс

    «Приёмы работы над правописанием словарных слов»

    I. Орг.момент.

    Посмотрите в глаза друг другу и улыбнитесь.

    II. Эмоциональная разрядка

    «Человек нашёл слова для всего, что обнаружено им во вселенной».

    С. Маршак.

    III. Сообщение целей

    Сегодня мы изучим новое словарное слово, повторим изученные слова и постараемся запомнить этот блок словарных слов.

    Показ ребуса.

    Комната СУО

    1. Что такое комната?

    а) Отдельное помещение в квартире, доме.

    в) Помещение специального назначения на предприятиях, в учреждениях.

    1. Подберите однокоренные слова.

    • Комнатка, комнатный, комнатёнка, комнатушка, многокомнатная.

    1. Назовите синонимы.

      • Горница, палата, светлица (устар.)

    1. Сочетаемость слов.

    Назовите возможные словосочетания со словом комната:

    • Комната отдыха, просторная, светлая, чистая, уютная, соседняя, тёплая, малогабаритная, огромная комната.

    • Подойти к комнате, войти в комнату, стоять около комнаты, выйти из комнаты.

    1. А кто догадается какое женское имя живёт в слове комната?

    - Верно! Ната.

    Запоминаемая орфограмма. В ударном положении гласный а.

    1. Сейчас мы напишем словарный диктант используя разные приёмы.

    • Из первых звуков каждого слова получите новое слово и запишите его.

    Коршун, воробей, аист, рысь, тигр, ирис, рак, аист. (квартира)

    Какое слово получилось? Выделите ударение, подчеркните орфограмму.

    • Замените предложение одним словом:

    Произведение живописи. (картина)

    • Определите по признаку:

    Металлическая посуда, обычно цилиндрической формы, для варки кушанья. (кастрюля)

    • Запиши слово, в котором 3 слога:

    Платок, ужин, пальто, капуста, отец.

    • Запиши только лишнее:

    Малина, картофель, земляника.

    Почему, ты выбрала это слово? Докажи!

    1. Перед нами блок словарных слов. Вы наверно догадались, что опорным словом будет слово комната.

    - Что такое опорное слово?

    -Это слово, на которое можно опереться. Оно самое надёжное среди данных. Т.к. написание его нам уже известно, или легко запоминается.

    - И так составим рассказ про комнату Наты со словарными словами из диктанта.

    (В квартире в комнате Наты висит картина – натюрморт. На картине изображены: кастрюля, капуста, картофель.).

    Ну а дальше. Всё зависит от творчества педагога… Работа с предложением, с текстом, по теме урока….


    Источник: http://xreff.ru/78299.html



    Рекомендуем посмотреть ещё:


    Закрыть ... [X]

    Мастер класс : Развитие орфографической зоркости при работе со словарными - Гитара на розах схема вышивки

    Мастер класс словарные слова Мастер класс словарные слова Мастер класс словарные слова Мастер класс словарные слова Мастер класс словарные слова Мастер класс словарные слова